Русская версия
Главная страница сайта 2024+ г.    Живопись    Графика    Проекты  Биография    Выставки    Публикации    Контакты
Сайт 2017 г.    Работы 2015-2017 г. г.    Работы 2009-2014 г. г.    Работы 2000-2008 г. г.    Графика 2003-2010 г .г.
Художественные проекты 2000-2017 г. г.    Стихи    Выбрать, купить, заказать картину    Рисунок (принт) в подарок

Марина Ефремова. Живопись и графика

Художественный проект

Ушедшие в века

Меделянская собака и другие древние русские породы

Меделянская собака, меделянин, меделянка - это название легендарных русских
собак в последние годы возродилось из небытия. Интерес к меделянской собаке
возник после публикаций статей об этой породе в журналах "Ника", "Кот и пес",
"Собака и я", и реконструкции их облика, выполненной Мариной Ефремовой


picture Марина Ефремова: Последний меделянин - I picture Марина Ефремова: Последний меделянин - II

     В XIII-XIX веках в России, в Царской Охоте, размещавшейся в Московском Кремле, а также на княжеских дворах и в богатых помещичьих усадьбах жили собаки, о которых сегодня большинство людей и не слышали. Например, мордаши, меделянские собаки, лошьи собаки, русская прямогонная гончая, густопсовая борзая, курляндская брудастая гончая, старорусская овчарка и другие древние русские собаки.
     Часть этих пород исчезла после отмены в России крепостного права, когда большинству владельцев псарен стало не по карману их содержать, часть - после революции 1917 года. Сегодня о них известно очень мало, если художники-анималисты прошлого и писали их крупным планом, то такие картины либо не сохранились до нашего времени, либо находятся в закрытых частных коллекциях (впрочем, в России, в отличие от Англии, портреты собак писали очень мало, в основном, люди просвещенные, а они, как правило, больше интересовались не молоссами, а комнатными собаками). Однако кое-какая информация о меделянах все же сохранилась: черно-белые рисунки и гравюры, воспоминания писателей-охотников, а в некоторых случаях даже довольно подробные описания любителей и ценителей собак, напоминающие сегодняшние стандарты пород.
     Цикл "Ушедшие в века" - это попытка собрать по крупицам информацию об исчезнувших породах и на ее основе реконструировать их облик. Труд этот в чем-то сродни работе академика Сергея Герасимова, восстанавливавшего черты лица по сохранившимся костям черепа.
     Насколько точны эти изображения? Кинологи - и профессионалы, и любители - имеют возможность сравнить собранную Мариной Ефремовой информацию с тем, что видят на ее полотнах.
     Картина с изображением меделянина - первый вариант реконструкции - была написана в 2001 году. Она получила название "Последний меделянин"; впервые зрители увидели ее на самой престижной в России коллективной художественной выставке - Московском международном художественном салоне "ЦДХ-2002", который проходил с 15 по 24 марта 2002 года в Центральном Доме художника.
     Однако к этому времени она уже перестала удовлетворять автора, и в 2003 году был создан второй вариант реконструкции меделянина, который более полно отвечает имеющимся описаниям и видению художника - портрет меделянской собаки в заснеженном поле. Эта картина демонстрировалась на персональной выставке Марины Ефремовой "Люди и звери" в Московском фонде культуры в 2005 г. Обе картины с меделянской собакой находятся в коллекции художника.
     А окончательная информация о меделянской собаке, включившая в себя самые последние найденные сведения, была опубликована в журнале "Собака и я". Эта статья, помещенная ниже, - одна из глав будущей книги, посвященной национальным русским породам собак.


"Ушедшие в века"

     О меделянской собаке - гордости российского собаководства - сегодня мало кто помнит. Собака, сбивавшая с ног быка и в одиночку справлявшаяся с медведем, кажется нашим современникам таким же сказочным созданием, как Змей Горыныч. А когда-то этих уникальных российских мастифов держали в своих псарнях цари и князья, их дарили европейским королям и азиатским властителям.

picture Александр Куприн с меделянской собакой      Упоминание о меделянских собаках, меделянах, меделянках можно найти в произведениях Достоевского, Куприна, Алексея Толстого и других русских писателей. Им посвящены и статьи в старых справочных изданиях.
     Например, в "Новом энциклопедическом словаре" Брокгауза и Эфрона, изданном в конце XIX века, отмечалось, что у меделянок огромная голова и могучие челюсти, из которых "нижняя выдается вперед, что дает собаке дышать, не разжимая зубов, когда она вопьется в затравленное ею животное".
     А в "Русском энциклопедическом словаре" Н. Березина утверждалось, что "меделянки похожи на бульдогов". Конечно, имелись в виду бульдоги того времени, а не современные.
     Есть информация о меделянах и в "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля: "МЕДЕЛЯНСКАЯ СОБАКА, меделянка, ж., одна из самых крупных пород: большеголовая, тупорылая, гладкошерстая; статями напоминает бульдога".
     Но то, что на границе XIX-XX веков казалось привычным и естественным, на границе XX-XXI веков стало малоизвестными страницами российской кинологии.
     Для авторов этой статьи путь к меделянину начался со сборника "Московская старина. Воспоминания москвичей прошлого столетия", изданного в Москве в 1989 году. В нем были напечатаны мемуары П. И. Богатырева, взятые из иллюстрированного приложения к газете "Московский листок" (1906-1907 г.г.).
     У отца Богатырева была "звериная травля", находившаяся недалеко от Рогожской заставы, где он держал меделян. Вот как описывал этих удивительных созданий автор: "Меделянские собаки были громадны; от ушей до хвоста семь четвертей в длину, аршин и полтора вершка росту и до семи пудов весу (125 см, 78 см, 112 кг - авт.). Были собаки, но это, конечно, исключение, которые в одиночку валили медведя".
     Одна из историй, рассказанных Богатыревым, поражала воображение. Разъяренный бык вырвался из загона и направился на Владимирский тракт, где в это время шел "казеный" обоз, сопровождавшийся солдатами.
     "У нас находился "на покое" старый пес Лебедь - славный в свое время ходок в одиночку на медведя. Отец велел пустить его. Лебедь, тяжело ступая, догнал быка и ударил его грудью в зад. У него была привычка прежде ударить зверя грудью, сшибить его, так сказать, "с позиции", а потом уже "взять". Так он поступил и теперь. Бык от удара ткнулся головой в снег - упал на колени и не мог подняться, так как Лебедь сидел у него на затылке". Подошедшие люди накинули быку на рога веревки и привязали к телеге.
     Этот рассказ мы напечатали в журнале для собаководов "Ника", который издавали в начале девяностых годов, с небольшими своими комментариями, и обратились к читателям с просьбой, если у кого-то есть информация, поделиться ею с редакцией.
     Вскоре пришел отклик - статья офицера из Ленинграда Сергея Бобыря, увлекавшегося историей собаководства. В ней содержались интересные ссылки на упоминания в литературе о меделянах.
     Но особенно интересным было найденное С. Бобырем подробное, напоминающее современные стандарты, описание породы, составленное в 1914 году видным кинологом того времени В. Приклонским:

     "Голова: огромная, с сильно развитым черепом при широком лбе и слонообразном затылке; перелом лба заметен, но не так сильно выражен, как бывает у сенбернара; морщины на лбу и на щеках, в особенности при опускании головы.
     Морда: широкая, короткая, тупая и глубокая, с сильно отвислыми губами (брылями). Правильный прикус у собак - клещеобразный ("на передних резцах зуб должен попадать на зуб").
     Нос: очень широкий с хорошо развитыми ноздрями.
     Глаза: темные, у светлоокрашенных собак светло-желтые, "на кровях", с нависшими бровями; выражение злобное и страшное. Уши: средней величины, плотно прилегающие к голове и не слишком высоко поставленные. Порочными считались уши "на хрящах" и закладывающиеся назад, ибо это свидетельствовало о примеси дога.
     Шея: довольно короткая, очень мускулистая и очень объемистая, с сильным затылком и очень сильно развитым висячим подгрудком.
     Плечи: округленные, очень широкие и мускулистые; очень сильные экземпляры бывают с косыми как у бульдога плечами.
     Грудь: широкая и глубокая.
     Спина: крепкая, с чрезвычайно сильным крестцом и широкой холкой.
     Ноги: передние и задние широко поставлены, причем передние большей частью лучковатые; задние с сильными рычагами без прибылого ("волчьего") пальца; лапы большие и сильные.
     Хвост: очень сильный и длинный, низко посаженный, при возбужденном состоянии собаки высоко не поднимается, а в спокойном состоянии всегда опущенный.
     Кость и все сложение собаки необыкновенно массивные.
     Шерсть: короткая, густая, плотная, грубая, зимою с плотным подшерстком; шерсть на шее и хвосте несколько длиннее.
     Масть: всех окрасов, не исключая черного и пестрого (чубарого), но предпочтительно окрас серый с подпалинами (волчий), бланжевый
(гороховый) с темной мордой, более темноокрашенной спиной и сероокрашенным хвостом; темно- и светло-рыжая, темно-бурая с подпалинами и пр. При этом везде допустимы белые отметины.
     Рост: что касается величины меделянов, то чем они крупнее и длиннее, тем ценнее. Причем под величиною не нужно подразумевать то, чтобы меделян был на высоких ногах, которые прибавляет собаке рост, но делают ее голенастою. Напротив, меделян должен быть приземист, коренаст, и пропорционально туловищу скорее на низких ногах. Ввиду этого к меделяну в отношении к его конституции вернее применить выражения "крупнее", "массивнее", но не выше ростом. Поэтому меделян, если он и очень велик, то все же в сравнении со своим туловищем и глубиною его он должен быть скорее на низких ногах".


     По воспоминаниям современников, использовались меделяны в первую очередь для травильной охоты, чему способствовали внушительные размеры, необычайная сила и отвага этих собак. При этом меделяне не были злобными, их считали умными и очень привязчивыми к своему хозяину.
     Магистр ветеринарных наук Л. Буссе в книге "Собака в главных и побочных ее породах" отмечал, что меделянские собаки обладают такой же односторонностью, как и все вообще большие собаки: они любят покой и позволяют играть с собою маленьким собачкам, - до тех пор, пока те не выведут их из терпения.
     Откуда появилась на Руси эта порода? На этот счет существовало несколько версий. В "Новом энциклопедическом словаре" Брокгауза и Эфрона утверждалось, что меделянские собаки произошли от древних ассирийских и египетских собак, которые еще в древние века проникли сначала в Грецию, потом на Аппенинский полуостров, а потом распространились по всей Европе.
     Л. Буссе утверждал, что меделяне являлись исконно британской породой, которая попала в Европу во II веке, когда Британия была завоевана Римской империей, - римляне, "нашедши там эту породу, старались разводить ее".
     По обеим этим версиям название "меделянские", а иначе "медиоланские", произошло от старинного названия города Милан - Медиолан.
      В. Приклонский же возражал против утверждения об итальянском происхождении меделян, "так как в этом случае в Италии они имелись бы, или, по крайней мере, оставили после себя какие либо расовые следы, или хотя бы воспоминания. Этого нет, и вообще за границей о ней представления не имеют, считая ее русской".
     Интересную информацию о меделянах нам удалось найти у Л. П. Сабанеева. Он считал, что меделянка - это "русский вариэтет молоссов".
picture Рисунок меделянской собаки      Судя по собранной нами информации, меделяне были выведены в домонгольской Руси. Возможно, одним из их прародителей стали молоссы, привезенные из Италии. Они могли скреститься с лошьими собаками, коренными русскими волкоподобными псами, имевшими острые уши, сухие морды и густую шерсть - типа современных лаек. Их изображения есть на фресках на лестницах Софийского собора в Киеве, сооруженного Ярославом Мудрым.
     Скорее всего, меделян не выводили специально. Собаки, жившие на псарнях, иногда имели возможность скрещиваться между собой. Понятно, что крупные собаки могли скрещиваться только с крупными. Короткошерстные молоссы в сочетании с густошерстными аборигенными собаками и могли дать потомство, которое легло в основу нескольких легендарных русских пород.
     Более легкие, остромордые потомки дали начало старинным русским гончим и тому подобным породам, использовавшимся для гона зверя. А более тяжелых псов с короткой широкой мордой и бульдожьим складом костяка использовали для травли. При этом выживали и давали потомство только самые могучие собаки, - они и трансформировались в породу, названную меделянской.
     Возможно, однако, что формирование новой породы происходило не за счет скрещиваний молоссов, а за счет модификационной изменчивости породы - изменений, вызванных влиянием внешней среды, которые закреплялись в потомстве. Ведь в нашем суровом климате короткошерстным собакам выжить было трудно.
     Н. Ильин в своей книге "Генетика и разведение собак" писал:
     "Известны изменения шерстного покрова, наблюдающиеся у собак при перевозе их из одного климата в другой. К сожалению, приходится отметить, что далеко не все из сообщаемых сведений обладают достаточной доказательностью ввиду давности и неточности сделанных наблюдений; поэтому следует с большой осторожностью относиться к этим данным.
     Немецкий ученый Келлер сообщает, что длинношерстные (тибетские) гималайские доги теряют свою длинную шерсть и становятся короткошерстными при перевозе из холодной области Гималаев в теплый климат Индии. То же самое якобы наблюдается при перевозе тибетских догов в Кашмир.
     Наоборот собаки, привезенные в более суровый климат, например в Памир, покрываются густой пушистой шерстью".
     В пользу этой гипотезы свидетельствует еще и то, что форма черепа, костяк и т.п. признаки выдают в нем типичного молосса, в то время, как примесь лайкоподобной собаки сделала бы его более легким, с менее тяжелой головой, с несколько иным типом костяка.
     Так или иначе, но уже к XVI веку меделяне стали одной из самых уважаемых российских пород собак. Они содержались в царских зверинцах, на псарнях князей и бояр.
     Один из царских зверинцев, помещавшийся около Кремля, на Красной площади, существовал при царях Иване Грозном, Федоре Ивановиче и Борисе Годунове. Вот как описывали его полномочные послы от польского короля к русскому царю в 1671 году (цитируется по реферату А. В. Шаргина "История Зоопарка"):
     "Месяца февраля в 14-й день по милости царского Величества были сами на потешном дворе, нарочно к тому пристроенным на порядочном месте, у которого псарня на особом, гораздо забором укрепленном дворе, разные на разных зверей построенные затворы, всякому зверю два затвора, дабы тем безопаснее, в одном затворив, в другом дозиратель вычистил и зверь мог где переходить... После медведя обыклого из лара псари Царского величества выгнать хотели... по два пса меделянских, которых было множество, и борзых на него пущали, которые с ним колико часов на переменах ломалися".
     Царские охоты пополнялись за счет приобретения, а иногда даже и изъятия лучших собак у населения. В 1619 году царь Михаил Феодорович отправляет в Галич, Чухлому, Солигалич, Судай, Кологрив и на Унжу двух охотников и трех конных псарей "с наказом брать в тех местах у всяких людей собак борзых, гончих, меделянских и медведей".
          Стоили меделяны довольно дорого. В 1833 году для царской охоты были куплены две меделянские собаки по 100 рублей и четыре по 320 рублей - деньги по тем временам немалые.
picture Буро-подпалый меделянин      О характере собак этой породы можно судить по тому, как их использовали. В. Приклонский отмечает, что меделян "на цепи страшно злобен и, будучи притравленным, злобен на всякого зверя и всякое животное". В рассказе Александра Куприна "Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях", написанном под впечатлением от общения с собственным, не цепным, а содержавшимся в доме, псом, взятым, кстати, из псарни великого князя Михаила, меделянин - благородный, спокойный, очень умный пес.
     Рассказ, опубликованный в журнале "Наши собаки" в 1914 году, об охотничьем повиге меделянина Полкана и корытничего императорской псовой охоты Николая Баранова, свидетельствует об удивительной отваге этих псов - они без каких либо колебаний вступали в схватку с медведем даже один на один.
     В общем, характер меделян можно определить как свирепый, отважный и в то же время спокойный, уравновешенный.
     Великолепные физические и психические качества этой породы были настолько привлекательными, что меделян использовали для выведения других российских охотничьих пород.
     Сабанеев в книге "Собаки охотничьи, комнатные и сторожевые. Книга I. Легавые" писал: "В это время (20-е годы XIX века - авт.) начинают появляться русские породы, отведенные от скрещивания немецких и французских браков между собою, с меделянскими и гончими. Таковы пушкинские, орловские, позднее маркловские и курляндские легавые".
     А в последних главах этого труда, которые были опубликованы Сабанеевым в журнале "Природа и охота" в 1899 году, он сообщал, что подмесь крови меделян, "несомненно была в старинных русских гончих: ее нисколько не отрицают большинство старых псовых охотников".
     Во второй половине XIX века меделяне стали постепенно исчезать. Одной из причин послужило то, что с отменой крепостного права содержание больших псарен многим помещикам стало не по карману.
     Но главным ударом по породе стало запрещение в России во второй половине XIX века звериной травли - основной области применения породы. Это произошло, по воспоминаниям П. И. Богатырева, в 1866 или в 1868 году.
      Меделян стали использовать в основном как сторожевых - "цепных" - псов. Из-за отсутствия "естественного отбора" порода стала вырождаться. Произошло то же, что бывает обычно с любой рабочей собакой, если она не находит области применения - этот процесс хорошо знаком всем, кто наблюдал так называемых "диванных" собак служебных или охотничьих пород.
     Этот процесс можно было затормозить грамотной селекцией, но любители меделян спохватились слишком поздно - выдающиеся представители породы уже исчезли. Да и представления наших собаководов о селекции были не вполне правильными. В начале XX века были сделаны попытки сохранить породу, метизируя меделян с мастифами и короткошерстными сенбернарами - фактически, это оказалось трагической ошибкой, окончательно погубившей породу.
     Возможно, что ее можно было бы хотя бы частично исправить и спасти уникальные крови, но началась вторая мировая война, затем революция - и меделяне окончательно исчезли, как, впрочем, многие другие интереснейшие российские породы собак.
     Если название меделян встречается в произведениях российских писателей XIX-XX веков, то их изображений практически не осталось. Нам известны только рисунок меделянина, опубликованный в журнале "Природа и охота" за 1889 год, №9, - он вошел в репринтное издание книги Л. П. Сабанеева "Собаки охотничьи. Борзые и гончие", - и фотография Александра Куприна с меделянской собакой, опубликованная в 9 томе его собрания сочинений - на ней видна только голова пса. Обе эти иллюстрации приведены выше.
picture Меделянин волчьей масти      Работая с материалами, касающимися этой загадочной породы, один из авторов этой статьи, художник-анималист Марина Ефремова, вдруг представила себе облик этой собаки. Сначала в общих чертах, а потом, делая эскизы, и во всех подробностях.
     После многочисленных эскизов и набросков она взялась за кисть и попыталась изобразить меделянина, этого древнего российского мастифа, на холсте. Таким, каким он отвечал имевшимся описаниям внешности и характера этой собаки, в том числе подробному описанию В. Приклонского.
     Картина с изображением меделянина - первый вариант реконструкции - была написана в 2001 году. Она получила название "Последний меделянин"; впервые зрители увидели ее на Московском международном художественном салоне "ЦДХ-2002". Однако к этому времени она уже перестала удовлетворять автора, и в 2003 году был создан второй вариант реконструкции меделянина, который более полно отвечает имеющимся описаниям и видению художника.
     Сейчас авторы собирают материалы, которые могли бы позволить реконструировать облик других исчезнувших русских пород собак: лошьих, мордашей, маркловок, туманов и других. Мы будем благодарны всем, кто может сообщить какую-либо информацию о них, а также, разумеется, о меделянах. Быть может, у кого-то сохранились старые книги, записи, рисунки?

Марина Ефремова, Николай Ефремов


На страницу Художественные проекты 2000-2017 г. г.



== Если эта страница загрузилась без картинок, нажмите, пожалуйста, сюда ==

Использование каких-либо материалов этого сайта
без письменного разрешения авторов не допускается.
© Марина Ефремова, Николай Ефремов, 1998-2024

             
Старая версия сайта
Google