Русская версия
Главная страница сайта 2024+ г.    Живопись    Графика    Проекты  Биография    Выставки    Публикации    Контакты
Сайт 2017 г.    Работы 2015-2017 г. г.    Работы 2009-2014 г. г.    Работы 2000-2008 г. г.    Графика 2003-2010 г .г.
Художественные проекты 2000-2017 г. г.    Стихи    Выбрать, купить, заказать картину    Рисунок (принт) в подарок

Марина Ефремова. Анималистическая живопись и графика

Работы 2000-2008 г. г.

Анималистика как жанр, художники-анималисты прошлого, русские художники
анималисты. Картины Марины Ефремовой - холст, масло, картон, масло, пастель,
бумага, пастель, картон - аллегорические и жанровые картины с животными,
в том числе многофигурные композиции, а также портреты собак, кошек,
лошадей, диких зверей и птиц - хищные кошки, волки, обезьяны и др.


picture Марина Ефремова: Хаски

     Животные в живописи, в графике вызывают такой же интерес у зрителей, как портреты известных людей. И это не случайно. С анималистики, когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. Уходит корнями в глубокое прошлое и традиция сохранять на память изображения домашних животных, а также животных и птиц, считавшихся священными.
     До нас дошли барельефы собак, львов, быков и лошадей древней Ассирии, барельефы и фрески с собаками, кошками, ибисами, крокодилами, павианами, змеями, шакалами, соколами Древнего Египета, керамика с рисунками собак и лошадей Древней Греции и Древнего Рима, скульптурные изображения ягуаров, змей и других животных у ацтеков и майя.
     Высочайшего уровня достигло изображение животных в Древнем Китае. Известны изображения собак, похожих на чау-чау, более чем двухтысячелетней давности. Мы и сегодня любуемся анималистической графикой китайских мастеров.
     У европейской аристократии интерес к анимализму появился в эпоху Возрождения. С тех времен вплоть до ХХ века на многих портретах человек изображался с животным, к которому он был привязан - лошадью, собакой, кошкой.
     Картины кисти таких известных художников, как Паоло Веронезе, Жан-Батист Удри, Ван Дейк, Гейнсборо, Тициан Вечеллио, Антонио Моро, Розальба Каррьера, Джордж Стаббс, Анри-Франсуа Ризенер и многих других, запечатлевших людей с их животными-любимцами, - хоть эти художники никогда не позиционировали себя как анималисты, - входят в коллекцию шедевров мировой живописи.

     Проявляла интерес к анимализму и российская элита. В Историческом музее несколько лет назад экспонировались портреты собак, подаренных русским царям. С левретки Екатерины Великой была сделана скульптура, хранящаяся сейчас в Петергофе. А на картине Боровиковского императрица запечатлена с другой своей левреткой. Граф Орлов собрал коллекцию портретов своих борзых и лошадей.
     Портрет человека с животным писали Брюллов, Маковский, Серов, Серебрякова, другие знаменитые русские художники, причем не только с собакой, но и с лошадьми, и даже с прирученными дикими животными. Во всем мире известны и русские художники-анималисты, то есть те, кто пишет в основном животных, - Степанов, Ватагин, Ефимов, Лаптев, Чарушин.
     Во второй половине ХХ века в Европе мастеров реалистического портрета, в том числе и анималистического, стали теснить представители "современного искусства". В художники анималисты попал, например, Херст, экспонирующий законсервированных в формалине корову, акулу и пр.

picture Марина Ефремова: Орангутан
picture Марина Ефремова: Борзые в осеннем поле

     Зато интерес к анимализму в реалистической манере получил развитие в США - на проходящих там выставках экспонируются работы множества художников-анималистов. Такие имена, как Лесли Коуб, Нолан Хоун, Гери Свонсан и другие известны сегодня многим. Иметь портрет собаки, кошки - это престижно.
     У нас художников-анималистов сегодня можно пересчитать по пальцам. И в числе тех, кто работает в этом сложном, но очень интересном жанре, - Марина Ефремова.
     Ее интерес к анимализму не случаен. Еще в детские годы, посещая КЮБЗ - кружок юных биологов Московского зоопарка - Марина делала многочисленные зарисовки рыси, моржа, волков, зебр, птиц и других "объектов наблюдений".
     Получив высшее биологическое образование, Марина Ефремова не потеряла интерес к искусству. В 1990 г. она стала одним из учредителей журнала о собаках "Ника", была его научным и художественным редактором, иллюстрировала статьи. А с 1996 г. одним из основных направлений ее творчества стала анималистическая живопись и графика.

     Профессиональное знание анатомии и экстерьера животных позволило Марине Ефремовой не тратить силы на "борьбу с изображением формы", а сосредоточиться на передаче характера и настроения живых существ.
     Главные герои работ Марины Ефремовой - животные, живущие рядом с человеком. Они занимают важное место в жизни людей, причем не только тех, кто их держит. Недаром появление милых четвероногих существ, например, в рекламных роликах для многих делает как сами эти ролики, так и объекты рекламы, более привлекательными.
     Многим интересны домашние любимцы известных политиков и людей искусства. Мы знаем, что королева Англии держит корги, у бывшего президента США Джорджа Буша - спаниель, у нынешнего президента США Барака Обамы - португальская водная собака, у Владимира Путина - пудель и лабрадор, кстати, подаренный ему Сергеем Шойгу, у президента России Дмитрия Медведева - кошки.
     Жан Поль Бельмондо нежно привязан к своему йорки, Лайма Вайкуле держит американских бульдогов, Эльдар Рязанов - ризеншнауцера, Вера Глаголева- дворнягу, Игорь Крутой - спаниеля, Александр Малинин - стаффордширского терьера, Андрей Макаревич - дворняг...
     Кстати, чем более динамичную жизнь ведет человек, чем большим нагрузкам и стрессам он подвергаеся, тем важнее для него присутствие рядом четвероногого спутника, любимца и друга, зачастую берущего на себя его усталость и даже боль.

picture Марина Ефремова: Старый волк
picture Марина Ефремова: Белый тигр

     И такой же эффект вызывают украшающие дом картины и рисунки с собаками, кошками, другими домашними и дикими животными. Эти картины приближают нас к тому удивительному миру природы, который нам необходим и которого жителям городов, особенно больших, к сожалению, часто не хватает.
     Для того, чтобы наиболее точно и достоверно передавать особенности различных живых существ, Мариной Ефремовой разработаны уникальные техники, как для масляной живописи, так и для пастельной. Эти техники позволяют добиться максимального эффекта восприятия, вызывающего у зрителя ощущение общения с живым существом, благодаря чему картины художницы привлекают к себя повышенное внимание ценителей анималистики везде, где они экспонируются.
     Разумеется интерес зрителей, в том числе и коллекционеров - не самоцель для художника. Работая над своими полотнами, он не должен ориентироваться на чье-то мнение, думать о том, захочет ли кто-то купить картину, заказать портрет - иначе искусство превращается в ремесло. Настоящий художник имеет свое видение мира, и его цель, когда он пишет картину, - донести до зрителя свои мысли и чувства. Но если его мысли и чувства зрителю не интересны, или ему не удается их правильно передать, интереса к его работам, понятно, не будет.
     В этом смысле Марине Ефремовой повезло - ей удается передать зрителю свое видение, свои мысли и чувства.

     Одна из главных задач, которые ставит перед собой художница - создать на полотнах мир живых существ, как соседствующих с нами, так и встречающихся лишь там, где редко ступает нога человека. Причем не только тех животных, которые признаны человеком эталонами красоты, и не только тех, которых можно держать в доме, тем более в квартире. Поэтому среди героев ее картин - как милые йорки, мопсы, персидские кошки, волнистые попугайчики, приносящие счастье ибисы, так и далеко не безобидные львы, тигры, ягуары, волки, рыси, орлы.
     И пусть кто-то страшится живого ягуара или орангутана - ведь персонаж картины, перефразируя Ивана Бунина, не червонец, чтобы его все любили. Кому-то он может понравиться, кому-то нет - но ведь персонаж картины никогда никого не обидит, не испугает. Более того, персонаж картины никогда уже не поменяет своего настроения, у него не испортится характер, он даже не будет стариться, а навсегда останется жить на холсте именно таким, каким его запечатлел художник. Причем не в случайный миг, как это бывает при фотосьемке, а обобщив свои знания, наблюдения и впечатления, сплавив их в то, что называется художественным образом.
     А ведь картины живут сотни, тысячи лет - и когда-нибудь именно по ним наши далекие потомки будут судить о существах, соседствовавших с человеком в конце ХХ - начале XXI века.

Николай ПРОШИН

В оформлении статьи использованы картины Марины Ефремовой: Хаски, 2005 г., холст, масло; Орангутан, 2003 г., холст, масло; Борзые в поле, 2002 г., холст, масло; Старый волк, 2007 г., холст, масло; Белый тигр, 2007 г., холст, масло



Искусство: бизнес или судьба?
Анималистика, - анималистическая живопись и анималистический рисунок, -
несмотря на другие художественные проекты, продолжает оставаться
одним из любимых жанров Марины Ефремовой. И не случайно, что именно
анималистика стала главной темой интервью "Живописная энергетика",
которое взяла у Марины Ефремовой журналист Ольга Волкова.



"Выставка анималистики как художественно-просветительская акция"
Искусствовед Николай Ефремов. Доклад на научно-практической конференции,
приуроченной к 125-летнему юбилею Василия Алексеевича Ватагина
(5 февраля 2009 г. - Государственная Третьяковская галерея;
6 февраля 2009 г. - Государственный Дарвиновский музей)


     Ниже представлены некоторые анималистические картины Марины Ефремовой, написанные в 1999-2010 годах. Часть из них находится в частных коллекциях, часть - в коллекции художника.
     Картины с собаками: "Бассет-хаунд Васька", "Лежащий йорки", "Портрет йоркширского терьера Лакки", "Белый страж (аргентинский дог)", "Черный страж (ротвейлер)", "Йорки Тофик", "Йорки Маня", "Йорки Чинк", "Портрет Тимони", "Упряжка хаски", "Дворняги", "Поздняя осень", "Борзые в поле", "Портрет немецкой овчарки", "Мопсы", "Портрет ротвейлера", "Сенбернар Ванесса", "Щенок с зайцем", "Щенок боксера", "Бассет-хаунд Арчи".
     Картины с кошками: "Кот Тимыч", "Кот Серый", "Кошка Жулька", "Кот Мураш", "Черная хранительница очага", "Белая хранительница очага", "Рыжий кот".
     Картины с лошадьми: "Черный конь", "Гнедая".
     Картины с дикими животными: "Портрет гориллы", "Ожидание (портрет волка)", "Портрет тигра", "Белый тигр", "Старый волк", "Последний рывок", "Голова бизона", "Мандрил", "Портрет львицы", "Лев и сокол", "Орангутан", "Черный ягуар", "Белек", "Лисица", "Волк", "Портрет волка".
     Картины с птицами: "Орел", "Ибис", "Сине-желтый ара", "Кафский рогатый ворон".


Уважаемые посетители! В связи с многочисленными случаями несанкционированного копирования картин и рисунков
Марины Ефремовойна сайте размещаются не все работы. Часть их можно увидеть только на выставках - см. информацию
на главной странице - http://www.nv.ru. Также некоторые работы 2008-2010 гг. размещены в разделе
"Проект Sapere Aude - Осмелься быть мудрым", а некоторые работы 2011-2012 гг. -
в разделе "Проект Волки у Кремлёвской стены"

picture Марина Ефремова: Бассет-хаунд Васька

"Бассет-хаунд Васька",
2008 г., холст, масло,
70х50






picture Марина Ефремова: Лежащий йорки

"Лежащий йорки",
2008 г., бумага, пастель,
29х41



picture Марина Ефремова: Портрет йорки Лакки

"Портрет йоркширского
терьера Лакки", 2008 г.,
бумага, пастель, 45х35
Частное собрание


picture Марина Ефремова: Портрет гориллы

"Портрет гориллы",
2008 г., бумага, пастель,
60х50




picture Марина Ефремова: Кот Тимыч

"Кот Тимыч", 2008 г.,
бумага, пастель,
38х42


picture Марина Ефремова: Кот Серый

"Кот Серый", 2008 г.,
бумага, пастель,
52х39


picture Марина Ефремова: Кошка Жулька

"Кошка Жулька", 2008 г.,
бумага, пастель,
44х36


picture Марина Ефремова: Кот Мураш

"Кот Мураш", 2008 г.,
бумага, пастель,
56х44


picture Марина Ефремова: Ожидание (портрет волка)

"Ожидание (портрет волка)",
2008 г., холст, масло,
60х50
Частное собрание



picture Марина Ефремова: Портрет тигра - III

"Портрет тигра - III (этюд)",
2007 г., бумага, пастель,
48х42
Частное собрание



picture Марина Ефремова: Портрет тигра - IV

"Портрет тигра - IV (этюд)",
2007 г., бумага, пастель,
48х42



picture Марина Ефремова: Портрет тигра - V

"Портрет тигра - V (этюд)",
2007 г., бумага, пастель,
48х42


picture Марина Ефремова: Белый тигр

"Белый тигр", 2007 г.,
холст, масло, 90х80



picture Марина Ефремова: Портрет тигра - I

"Портрет тигра - I (этюд)",
2007 г., холст, масло,
50х40



picture Марина Ефремова: Портрет тигра - II

"Портрет тигра - II (этюд)",
2007 г., холст, масло,
50х40


picture Марина Ефремова: Старый волк

"Старый волк",
2007 г., холст, масло,
70х60


picture Марина Ефремова: Белый страж

"Стерегущие дом.
Белый страж",
2006 г., холст, масло,
90х70



picture Марина Ефремова: Черная хранительница очага

"Стерегущие дом. Черная хранительница очага",
2006 г., холст, масло,
70х50



picture Марина Ефремова: Белая хранительница очага

"Стерегущие дом. Белая хранительница очага",
2006 г., холст, масло,
70х50


picture Марина Ефремова: Черный  страж

"Стерегущие дом.
Черный страж",
2006 г., холст, масло,
90х70


picture Марина Ефремова: Последний рывок

"Последний рывок",
2007 г., холст, масло,
100х100


picture Марина Ефремова: Голова бизона

"Голова бизона (этюд)",
2007 г., холст, масло,
50х40


picture Марина Ефремова: Мандрил - I

"Мандрил (этюд-1)",
2007 г., холст, масло,
45х35


picture Марина Ефремова: Мандрил - II

"Мандрил (этюд-2)",
2007 г., холст, масло,
40х30


picture Марина Ефремова: Портрет йорки Тофика

"Йорки Тофик",
2005 г., холст, масло,
45х40


picture Марина Ефремова: Портрет йорки Мани

"Йорки Маня",
2006 г., холст, масло,
45х40


picture Марина Ефремова: Портрет йорки Чинка

"Йорки Чинк",
2006 г., холст, масло,
45х40


picture Марина Ефремова: Портрет Тимони

"Портрет Тимони",
2004 г., картон,
пастель, 60х50
Частное собрание





picture Марина Ефремова: Орел

"Орел", 2005 г.,
холст, масло, 50х60
Частное собрание


picture Марина Ефремова: Ибис

"Ибис", 2005 г.,
холст, масло, 40х30



picture Марина Ефремова: Сине-желтый ара

"Сине-желтый ара", 2005 г.,
картон, масло,
35х25


picture Марина Ефремова: Кафский рогатый ворон

"Кафский рогатый
ворон", 2005 г., холст,
масло, 60х50


picture Марина Ефремова: Хаски

"Упряжка", 2005 г.
холст, масло, 90х70


Портрет львицы

"Портрет львицы",
2003 г., холст,
масло, 70х60


Лев и сокол

"Лев и сокол",
2004 г., холст,
масло, 90х70




picture Марина Ефремова: Орангутан

"Орангутан",
2003 г., холст,
масло,60х70


Черный ягуар - I

"Черный ягуар - I",
2002 г., бумага,
пастель, 50х70


Черный ягуар - II

"Черный ягуар - II",
2002 г., бумага,
пастель, 50х70


Черный конь

"Черный конь",
2002 г.,бумага,
пастель, 50х70


Гнедая

"Гнедая", 2002 г.,
бумага, пастель,
50х70




Белек

"Белек", 2002 г.,
бумага, пастель,
42х55
Частное собрание


Дворняги

"Дворняги", 2002 г.,
холст, масло,
70х50


Поздняя осень

"Поздняя осень",
2003 г., холст, масло,
70х80


Лисица

"Лисица", 2003 г.,
холст, масло,
45х50
Частное собрание


Щенок с зайцем

"Щенок с зайцем",
2000 г., холст,
масло, 40х30
Частное собрание


Волк

"Волк", 2003 г.,
холст, масло,
70х50
Частное собрание





Борзые в поле

"Борзые в поле, 2002 г.,
холст, масло,
70х80


Персидский кот Пася

"Персидский кот Пася", 2003 г., холст, масло,45х35


Портрет немецкой овчарки

"Портрет немецкой
овчарки", 2002 г., картон,
пастель, 45х35
Частное собрание


Мопсы

"Мопсы", 2002 г.,
картон, пастель,
45х35


Портрет ротвейлера

"Портрет ротвейлера",
2002 г., картон,
пастель, 45х35
Частное собрание




Сенбернар Ванесса

"Сенбернар Ванесса",
2001 г., холст, масло,
60х70.
Частное собрание


Рыжий кот

"Рыжий кот", 1999 г.,
холст, масло,
40х35 см.
Частное собрание


Портрет волка

"Портрет волка",
2000 г., холст на
картоне, масло,
30х20 см.
Частное собрание


Щенок боксера

"Щенок боксера",
2000 г., холст,
масло,70х50 см.
Частное собрание


Бассет-хаунд Арчи

"Бассет-хаунд
Арчи", 2001 г.,
холст, масло,
40х30 см.
Частное собрание


== Если эта страница загрузилась без картинок, нажмите, пожалуйста, сюда ==

Использование каких-либо материалов этого сайта
без письменного разрешения авторов не допускается.
© Марина Ефремова, Николай Ефремов, 1998-2024

             
Старая версия сайта
Google